Ремонт сабвуфера своими руками

Перемотка катушки своими руками (ремонт Alpine 1243d)

Обмотка динамика пала жертвой SPL соревнований и бесконечной погони за звуковым давлением. После того, как динамик отдавался несколько раз на перемотку и, немного поработав, снова сгорал, было решено перемотать его своими силами.Глаза боятся, а руки делают.Весь процесс ремонта не столь сложен, как это может показаться на первый взгляд.Разобрали полностью на запчасти подвес. Для расклейки использовался растворитель и ацетон.Стакан уже пришел в негодность и нуждался в замене. Все гениальное просто!Донором и хорошей альтернативой стала обыкновенная пивная банка, на которую в дальнейшем в ручную перемотали одну катушку в 2 ОМА проводом 0,63:Отклеили пылезащитный колпачок, нарезали полосочек из пэт бутылки и подкладывали их между катушкой и сердечником, чтобы нигде ничего не терло. Обмотку склеивали БФ клеем.Для обратной сборки частей динамика использовали клей момент универсальный. Теперь динамик полностью исправен! Главное не торопиться и делать все аккуратно.

Ремонт сабвуфера своими руками: видео

Дата: 23-10-2014, 14:29 Категория: Ремонт авто

На данном видео ремонта сабвуфера своими руками четко видно как можно произвести эту процедуру в кустарных условиях, при этом, не потратив много времени и денег.Ремонт динамика автомобильного сабвуфера достаточно трудоемкий процесс, но не очень сложный. Просмотр видео, поможет быстро разобраться с данным вопросом.Для опыта был использован старый сабвуфер Mystery. После того, как произошла поломка, а точнее преднамеренное сжигание динамика при помощи усиленного искаженного сигнала, была произведена его разборка с извлечением диффузора.

Пошаговый анонс:

1. Для этого понадобилось размягчить клей, который является связующей основой большинства частей динамика. Размягчение клея происходит под воздействием растворителя, который наносится с помощью шприца с иглой.2.

После того, как растворитель подействовал, все детали, в частности пылевой колпачок, аккуратно были отделены друг от друга.3. Далее от корзины динамика, был отсоединен верхний подвес диффузора и центрирующая шайба нижнего подвеса (опять же при помощи пропитки клеевого шва растворителем).4.

Затем, катушка наматывается на болванку в два слоя тонкой проволокой. Каркасом катушки послужила пустая алюминиевая банка цилиндрической формы.Сгоревшая катушка динамика была намотана проводом другого сечения, но близким по параметрам.

Родное сечение проволоки было 0.45 мм, а использовалась с сечением 0.40 мм.После того, как сабвуфер был собран, его работа восстановилась.На видео рассмотрен не сложный случай, с такой работой сможет справиться практически любой самоделкин.

Читайте также:

Как самостоятельно перемотать сабвуфер в домашних условиях

Не спешите уходить. Хотя статья посвящена перемотки сабвуфера, это еще не все. Вы сможете отремонтировать практически любую поломку.

И я вам в этом помогу. Если у вас вышла из строя электронная часть любимого саба, усилитель или блок питания. Пишите в коментах, спрашивайте.

Я постараюсь помочь вам в самостоятельном ремонте.  На самом деле в этом нет ничего сложного. Если знать куда смотреть, можно самому сделать диагностику и заменить вышедшие из строя детали. И думаю у нас все получится.

Сейчас готовлю статью по ремонту активного сабвуфера. Правда не хватает фотографий для описания всего процесса.  Друг спешил обкатать поскорее и я не успел снять пару фоток и зарисовать схему. Придется ждать следующего пациента.

Так что если у вас накрылся сабвуфер, пишите, будем ремонтировать вместе.Сгоревший сабвуфер это не редкость, особенно если вы, как и я любите поддать гари. Вот и наступил тот злополучный день, при последних испытаниях моего самопального усилителя, на отметке 70% мощности саб издал последний бум и пустил едкий дым.

Решил произвести ремонт сабвуфера своими руками. Перемоткой динамиков я раньше не занимался, но двигателя успешно научился перематывать. Вот и подумал что с сабвуфером не должно быть намного сложнее.

Ведь витков намного меньше, да и в пазы их не нужно укладывать.И так приступим к ремонту. Делать все будем дома, пока жена не видит)Нам понадобятся следующие материалы:· Шеллак (или эпоксидка) для закрепления обмотки сабвуфера

Ремонт автомобильного сабвуфера ORIS. Обрыв в катушке.

Разборка

Ну, приступим. Для начала нам нужно аккуратно разобрать головку сабвуфера, делать это нужно неспеша, без резких движений руками иначе можно повредить гильзу катушки.

Также нужно следить за чистотой в процессе работы, чтоб в магнитную систему не попала пыль, а тем более металлическая стружка. В противном случае вместо отремонтированного сабвуфера мы получим кучу мусора.

Когда мы добрались до гильзы, нужно аккуратно снять старый провод и посчитать количество витков в слое и общее количество витков в катушке. Чем точнее мы посчитаем, тем луче в итоге выйдет качество ремонта. Далее нужно промерять диаметр провода.

Для этого я использовал микрометр. Можно замерять штангелем, но если этих инструментов нет, можно схитрить. На гвоздь или отвертку наматываем проволочку плотно виток к витку 10 – 30 витков, замеряем длину намотки линейкой, теперь нужно разделить полученную длину на количество витков, в результате получим точный диаметр необходимого провода.

Подготовка к перемотке

Далее необходимо подготовить к перемотке диффузор сабвуфера. С помощью оправки подходящего диаметра закрепим его в патроне шуруповерта. Необходимо как можно точнее подогнать оправку к гильзе, чтоб избежать деформации в процессе перемотки.

Помазываем лаком или эпоксидкой поверхность гильзы.Теперь нужно очистить от пыли проволоку нужного диаметра. У моего саба провод имеет диаметр 0,5мм. Проволочку нужно пропустить через тряпочку, смоченную в растворителе.

После чего смазать шеллаком или эпоксидкой.

Процесс ремонта сабвуфера

Припаиваем начало обмотки ко второму по ходу намотки выводу (так мы исключим лишнее пересечение проводов, что положительно скажется на сроке службы динамика) и начинаем мотать. При этом нужно фиксировать натяг и не забывать считать витки.

Чем точнее намотаем, тем ближе к заводской будет характеристика динамика. После укладки обмотки, припаиваем второй контакт и отрезаем проволоку. Еще раз промазываем всю катушку лаком.Первый слой обмотки.

После укладки первого слоя катушки, будет не лишним дать слой лака.Затем укладываем второй и последующие слои.После того как все витки уложены, снимаем лишний лак и припаиваем конец проволоки.Вот как выглядит полностью перемотанная катушка. У меня вышло четыре полных слоя.

У каждой модели сабвуферов свое количество витков. Поэтому у вас может выйти три или пять слоев.После намотки катушки ее нужно оставить на сутки для просушки. Если вы используете шеллак, то катушку нужно нагреть до 80 – 120 градусов.

Иначе шеллак не полимеризируется. В этом заключается неудобство применения шеллака. Зато после высыхания у него остается доля эластичности, что исключает повреждение обмотки при усыхании пропитки и ли при термическом расширении.После сушки остается прикрепить диффузор к динамику и можно считать, что ремонт сабвуфера своими руками произведен успешно.

Сборка

Чтоб катушка не терла в магнитную систему динамика, нужно выставить равномерный зазор. Для этого подойдет обычная бумага, нарезанная на полоски. Вставив ее по кругу между катушкой и корпусом, мы обеспечим равномерный зазор.

Проверяем отсутствие заеданий, перемещая диффузор вверх и вниз.Проклеиваем подвеску динамика и аккуратно вставляем на место. Даем время подсохнуть. Теперь можно вытащить центровочные бумажки. Еще раз проверяем на заедание. Если все в ажуре, даем слой клея.

Просушим и ставим сабвуфер в машину для теста. При этом не забываем чуточку поубавить громкость)Если головка сабвуфера небольшая, то ее можно раскачать простой и эффективной схемой.Надеюсь, статья будет полезна тем, кто решил перемотать любимый сабвуфер своими руками.Флакон 100 мл с клеем БФ-2.На одну перемотку катушки расходуется не более 10 мл.Алюминиевая (неразрезная) оправка.

Внешний диаметр составляет 49,5 +/-0,05 мм. Диаметр внутреннего отверстия равен 8 мм. Длина - около 60 мм.Катушка ИЭК КУ 09-18 (24В) как источник намоточного провода.

Перед намоткой, провод необходимо хорошенько распрямить и перемотать на другую накопительную катушку, имеющую круглую форму.

Разборка динамика.

Большинство динамических головок не предназначено для их разборки и является как бы одноразовыми (неразборными, малопригодными к ремонту) компонентами акустических систем. На практике, удачно разобрать динамик типовой конструкции и собрать его заново удается часто.

Основная задача заключается в размягчении клея, с помощью которого скрепляется множество составных частей динамика, и отделении их друг от друга без травмирования и деформации.Крепежные винты динамика имеют шестигранный шлиц (фото слева). Сабвуфер без динамика (фото справа).Динамик сабвуфера (до ремонта).На динамике присутствует маркировка "10P32", наверное, указывающая на диаметр 10 дюймов и сопротивление 3,2 Ома.Последовательность операций следующая.Во-первых, отпаиваем гибкие плетеные проводники (тоководы) от панельки на корзине динамика.Во-вторых, снимаем пылезащитный колпачок.

Для этого, пропитываем клеевой шов ацетоном (например, шприцом с иголкой), кончиком ножа отделяем колпачок от диффузора. По результатам данной операции следует сделать вывод о качестве размягчении клея ацетоном, и необходимости в применении какого-либо другого растворителя.В-третьих, отсоединяем верхний подвес диффузора от корзины, пропитав клеевой шов растворителем.

В случае ремонта сабвуферного динамика, имеющий прочный резиновый подвес, задача существенно упрощается.Отсоединение верхнего подвеса диффузора от корзины динамика.В-четвертых, очень аккуратно отделяем центрирующую шайбу нижнего подвеса диффузора от корзины динамика. Для этого, обильно пропитываем клеевой шов растворителем, ждем несколько минут, и неспешно, с помощью небольшой плоской отвертки, отделаем шайбу от корзины.Отсоединение центрирующей шайбы (нижнего подвеса диффузора) от корзины динамика.Теперь диффузор должен свободно извлечься из корзины.

Отклеивать центрирующую шайбу от диффузора нет необходимости.Диффузор имеет маркировку "YC-246A".Оцениваем состояние электромагнитной системы динамика: катушки, постоянного магнита. В нашем случае, родная катушка SVEN-овского динамика, намотанная медным эмальпроводом круглого сечения, имела плачевный вид: почерневшая от чрезмерного нагрева эмаль, несколько отклеившихся крайних витков, катушка легко разматывается (клей полностью выгорел).

Вероятнее всего, это явилось следствием выхода из строя усилителя мощности сабвуфера. Вывод очевиден - необходима полная замена провода катушки.Состояние старой звуковой катушки. Алюминиевый каркас не пострадал.

Выбор провода для намотки.

Простой способ с достаточной точностью определить необходимую длину нового провода - посчитать длину одного витка (зная его радиус), умножить на число витков в слое и на число слоев. Динамик сабвуфера SVEN имеет четырехслойную катушку с 34-мя витками в каждом слое.

По измерениям, внешний диаметр сгоревшей катушки равен 53 мм, следовательно, длина одного витка (в максимуме, на поверхности катушки) равняется: 53 x 3,14 = 166,42 мм. Умножаем эту длину на общее число витков в катушке: 166,42 x 34 x 4 = 22633,12 мм.

Таким образом, округлив в большую сторону (добавив небольшой запас), для перемотки катушки нам необходимо не менее 23 метров эмалированного провода.Внешний и внутренний диаметры сгоревшей катушки равняются 53 и 50 мм соответственно (измерения примерные по причине наличия деформаций обмотки).Диаметр провода определяется с помощью микрометра или штангенциркуля. Площадь круглого сечения вычисляется по общеизвестной формуле: S = Pi x R2, где R - радиус провода.

Необходимо измерить диаметр провода как по меди (со снятой лаковой изоляцией), так и по изоляции (для нас важен и внешний диаметр будущей катушки). Для удаления изоляционного лака с провода, при измерении диаметра по меди, необходимо нагреть кончик провода до красна (сжечь лак) и удалить продукты сгорания растворителем.

По результатам измерений, сгоревшая катушка сабвуферного динамика была намотана проводом диаметром 0,38 мм по меди (сечение 0,113 кв.мм) и 0,44 мм по лаку. Теперь предстоит весьма непростая задача - отыскать такой же, или очень близкий, провод.

Если не удается купить нужный провод, можно смотать его с какого-либо электронного устройства. Например, в качестве доноров эмальпровода, хорошо зарекомендовали себя катушки электромагнитных контакторов (пускателей).

В зависимости от напряжения и типа контактора, в их катушках применяется провод разных сечений и длин.Диаметр провода сгоревшей катушки. По меди - 0,38 мм (фото слева); по лаку - 0,44 мм (фото справа).Диаметр провода для новой обмотки.

По меди - 0,35 мм (фото слева); по лаку - 0,40 мм (фото справа).Если в результате долгих поисков не удалось найти оригинальный провод, то можно использовать провод другого сечения, с пересчетом числа витков, слоев и сопротивления катушки. Нужно помнить, что меняя сечение провода, меняются и характеристики динамической головки, а так же магнитный зазор и высота намотки.

Перед принятием решения о применении в намотке катушки «чужеродного» провода, нужно точно рассчитать геометрические и электрические параметры будущей катушки, спрогнозировать работу динамической головки с новыми параметрами в акустической системе.Для перемотки катушки динамика от сабвуфера SVEN, удалось отыскать близкий по параметрам провод (диаметром 0,35 мм по меди, 0,40 - по лаку) в катушке КУ 09-18 (24В) контактора ИЭК. Длина провода в катушке контактора почти в два раза превысила необходимое значение.

Обмоточные данные (диметр провода по меди и число витков) в катушках пускателей серий ПМЕ и ПАЕ для частоты тока 50 Гц.

ПМЕ-000.

жопка к жопкевот так

Я мазал кисточкоя для макияжа)) пожертвалв жена))), мазал, потом ей же излишки убирал, и еще сверху 5й слой для прочности.Вот она в идеале 4 слоя

Красота

Итак катушка намотана, осталось ее приклеить к динамику, а это тоже очень точный процесс, тк надо сделать так что бы катушка не терла в дифузоре.Для этого я использовал обычный бумажки в количестве 10 штук, положенных в промежуток между катушкой и ее местоположением. благо корпус динамы это позволяет — есть отверстия для охлаждения.Если нет, то надо помучаться и вручную центрировать, прослушивая музло и нажимая на центр динамика…

как же без него)центрируемвсе видно

Наносим Клей момент на подвес и вставляем аккуратно, далее прижимаем и вытаскиваем бумажки. Приклеиваем сам диффузор сверху, тоже моментомдаем подсохнуть сутки и собираемУже неск дней он меня радует, так что пока пользуем, если ему дать мзды — конечно он не выдержит, я выкрутил немного назад усилитель 30-40%, вместо ранее 50.Так что все путем…Ну и как же без него))) везде помогал))

Красавчикгод назадПробег 293000 кмМетки: автозвукНравится78Поделиться Ремонт НЧ динамика своими руками

Ремонт НЧ динамика своими руками

09.07.2013 19:14 Администратор

Ремонт НЧ динамика своими рукамиНа сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму.Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет большое желание и упорство, нежели покупать новый нч динамик.Имеется в наличие - чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222).Орган явно нуждался в операции - при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок).Было принято решение трепанировать данный орган.Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок).Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа "Момент") при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру).Место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру)...И место приклеивания самого диффузора к корзине диффузоро-держателя (опять же по периметру).В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя)Внимание!

При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности - не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить!

Работать в хорошо проветриваемом помещении!При смачивании - пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы!В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление.

Если нужно прилагать значительное усилие - повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием!После отклеивания колпачка - аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента).К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости - повторно смачиваем место склейки растворителем.Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю.

Ждём... Смачиваем снова и опять ждём... Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор.

В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное - аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес!!!)Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю.

Ждём... Смачиваем снова и опять ждём... Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное - аккуратность!

Нельзя повреждать резиновый подвес!!!)Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик.Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку.

При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков - оставляем её в покое. При отклеивании виточка - приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2.Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору.

Так и есть - у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился.

О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке!Аккуратно отгибаем медные "усики".Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив - болезнь легче предупредить!)Обрезаем подводящие проводки по месту излома.. и облуживаем получившиеся кончики (само собой - сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность!

Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя - припой впитывается в проводок, как в губку!Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные "усики" и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем - паять проводок к крепёжным "усикам" - нельзя!

Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять? ;),Собираем динамик. Ставим диффузор со всем "хозяйством" в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления.

Затем проверяем правильность полярности - при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении "+" батарейки к "+" динамика - диффузор будет "выпрыгивать" из корзины. Ставим диффузор так, что бы его "+" подводящий проводок был у обозначения "+" на корзине динамика.Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам.

Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе - к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длинны.

Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило - помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего - читайте ниже.

Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую "Момент", главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем).

Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса).Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!)После чего проверяем динамик на верность сборки.

Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости.

Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность!

При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик.Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность - криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка!!!

Ремонт динамика HERTZ ES301.avi

Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно.Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика.Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик - лёгкое дело.

Главное - неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно - они ядовиты!!!) имеющий аналогичный дефект.После проделанной операции, у динамика словно открылось второе дыхание, и он продолжил дальше стоять и играть в сабвуфере.

Рекомендуем почитать