Ремонт гидроусилителя газель своими руками

Снятие и установка насоса гидроусилителя руля автомобиля Газель

Насос гидроусилителя руля снимают для замены или ремонта.Возникающие дефекты насоса гидросистемы руля:- износ подшипников насоса (постоянный шум со стороны насоса);- не работают расходный и предохранительный клапан из за загрязнения (возникает повышенное давление в системе);- течь жидкости через технологические отверстия в корпусе насоса (выдавило заглушки);- течь жидкости из под крышек насоса.Если рулевое колесо вращается тяжело в обе стороны, следовательно, неисправен насос.Насосы могут поставляться в запчасти со штуцером под шланги или без штуцеров.

Снятие насоса

1. Приподнимаем и устанавливаем на опоры переднюю часть автомобиля.

4. Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов (смотрим статью - «Замена ремня привода вспомогательных агрегатов»).

5. Ослабляем затяжку хомута верхнего шланга насоса

7. Отворачиваем гайку штуцера крепления нижнего шланга, удерживая гайку вторым ключом.

9. Выверните два болта крепления насоса

Если нужно снять кронштейн, то выворачиваем три болта его крепления.

Устанавливаем насос и все снятые детали в обратном порядке.

После установки заполняем гидрожидкостью систему и прокачиваем систему.

Промывка расходного и предохранительного клапанов насоса гидроусилителя

Очищаем снаружи насос от грязи.

1. Ключом на 24 отворачиваем пробку-заглушку, расположенную над выходным отверстием насоса. (Для наглядности показано на снятом насосе.)

2. Извлекаем пружину расходного клапана.

Чтобы не вытекало масло, и внутрь насоса не попала грязь, устанавливаем на место пробку-заглушку.

5. Тонкой отверткой, аккуратно вынимаем из золотника резиновую манжету.

6. Обернув в тонкий картон или кусок наждачной шкурки корпус золотника, и аккуратно зажав его в тисках, ключом на 10 отворачиваем седло золотника.

7. Освобождая от тисков корпус золотника, держите его вертикально, чтобы не потерять мелкие детали клапана.

8. Вынимаем из корпуса золотника шарик, направляющий стержень и пружину.

Промываем все детали в бензине и обдуваем сжатым воздухом (от насоса или компрессора).Собираем золотник и устанавливаем его на место в обратной последовательности.Снятие и ремонт насоса ГУР автомобиля Газель Насос гидроусилителя руля снимают для замены или ремонта.

Возникающие дефекты насоса гидросистемы руля: - износ подшипников насоса (постоянный шум со стороны насоса); - не работают расходный и предохранительный клапан из за загрязнения (возникает повышенное давление в системе); - течь жидкости через технологические отверстия в корпусе насоса (выдавило заглушки); - течь жидкости из под крышек насоса. Если рулевое колесо вращается тяжело в обе стороны, следовательно, неисправен насос.

Насосы могут поставляться в запчасти со штуцером под шланги или без штуцеров. Снятие насоса 1. Приподнимаем и устанавливаем на опоры переднюю часть автомобиля.

2. Снимаем брызговик двигателя

3. Сливаем жидкость из системы гидроусилителя 

4. Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов .

5. Ослабляем затяжку хомута верхнего шланга насоса

Ремонт гидроусилителя руля (ГУР) своими руками

Ремонт гидроусилителя руля - задача сложная, а работа кропотливая. Статья рассчитана на тех автолюбителей, которые знакомы с устройством основных систем автомобиля.

Содержание

  1. Технология ремонта гидроусилителя руля

1 Подготовка к ремонту гидроусилителя руля

Многие, наверняка, знают, как снять ГУР с машины и установить его обратно по окончанию работ. С чего нужно начинать?1. Очистите грязь с гидроусилителя, чтобы она не оказалась в полостях агрегата при отсоединении шлангов.2.

Откачайте из бачка насоса столько жидкости, сколько получится (желательно побольше).3. Взяв шестигранник "6", открутите снизу машины винты муфты рулевого вала. Не забудьте перед этим пометить креном её положение относительно вала гидроусилителя.4.

Сдвиньте со шлицев эластичную муфту при помощи монтировки.5. Отсоедините от сошки рулевые тяги съёмником.6. Машину отдомкратьте, а левое переднее колесо снимите.7.

Взяв торцовый ключ на "15", ослабьте со стороны арки колеса три болта крепления гидроусилителя к лонжерону, сняв два из них.8. Подставьте под штуцеры шлангов ёмкость и по очереди отсоединяйте их, чтобы стекла жидкость.9. Шланги и штуцеры загерметизируйте хотя бы тряпкой.10.

Придерживая гидроусилитель снизу машины одной рукой, открутите тот болт, что остался, и не уроните на ногу редуктор.11. Перед разборкой редуктора тщательно отмойте его.

2 Технология ремонта гидроусилителя руля

Многие специалисты настоятельно рекомендуют перечитать статьи о гидроусилителях руля конкретно для вашего автомобиля. Некоторые гидроусилители разбираются почти полностью, за исключением пары "шариковая гайка - винт рулевого вала", другие - лучше не трогать.

Хотя даже если вы случайно вывернули из гайки винт, а шарики попали в полость редуктора, - просто не растеряйте их.Этапы ремонта гидроусилителя руля:1.

Для разборки детали возьмите очень прочный шестигранник на "6", а также обычный старый поднос, в который начнёт сливаться АТФ.2. Снимите предварительно со штуцера заглушки и поднимите ГУР над ведром, вращая сошку, чтобы слить жидкость.3.

Далее снимите вал сошки и открутите четыре болта, посаженных на фиксирующую мастику, а оттого довольно сложно откручивающихся.4. Открутите контргайку регулировочного винта, а затем, вращая винт, вкрутите его в редуктор, чтобы вытолкнуть вал вместе с крышкой редуктора и сошкой.5.

Если не нужно устранять люфт вала сошки или заменять манжету, то эту сошку можно оставить в покое и не снимать. Открутите пробку обратного клапана.6. Достаньте пружину, а клапан вытряхните.7.

Открутите болты крышки и, осторожно поворачивая вал, добейтесь, чтоб он слегка вытолкнул из корпуса крышку. Смотрите, не выкрутите вал из шариковой гайки.8. Подденьте образовавшуюся щель и вытащите вал вместе с крышкой и поршнем из редуктора.9.

Демонтируйте шариковую гайку, выкрутив вал и собрав шарики.10. Отпустите контргайку и открутите подшипник.11. Вытащите из корпуса поршня корпус гайки и подшипники.

Далее разберите гайку, отогнув контровку болтов. Открутите их, скобу снимите, как и обе части канала шарикопровода.12. Ищем причину поломки.

Причин люфта ГУР может быть несколько: зазоры в паре "вал-шариковая гайка", в подшипниковом узле вала (в крышке), а также в подшипниковом узле шариковой гайки в самом корпусе поршня.13. Отрегулируйте зазоры.

Образовались они, к слову, из-за банального ослабления резьбовых соединений, которые удерживают подшипниковые узлы. Если люфт обнаружен в узле вал-крышка, то отпустите контргайку и затяните её так, чтобы люфт исчез, но без фанатизма.

Не забудьте проводить "операцию" в чистоте, то есть вычищенная деталь должна сиять.Если вы проделываете эту работу впервые, то не поленитесь достать подробные чертежи ГУР или взять листы бумаги и выкладывать каждую запчасть на отдельном листочке, ставя на нём номер. Идеально проводить работу за большим столом.

Так вы точно ничего не потеряете и соберёте ГУР без ошибок, да с рулём и не шутят, ведь это - ваша безопасность на дороге, как и ваших близких.14. Соберите редуктор в обратном порядке, не забыв смазать детали "АТФкой".Удачи вам, автомобилисты, в ремонте гидроусилителя руля!

Статьи по теме

Что это за зверь

Для начала рассмотрим это устройство. Гидроусилитель руля — это специальный механизм, который находится в составе рулевой колонки.

Предназначен он, для того чтобы увеличивать силу воздействия на баранку различных автомобилей и другой техники.Если бы не было гидроусилителя руля, то было бы очень тяжело поворачивать колесо автомобиля. А подобная деталь это дело значительно упрощает, да к тому же, оказывая положительное действие на управление транспортным средством, значительно повышает удобство и комфорт.Кроме того, благодаря гидроусилителю руля, удаётся значительно увеличить манёвренность, а также справляться с другими задачами, касающимися устойчивости автомобиля на дороге.В видео рассмотрены основные неисправности гидроусилителя руля:Гидроусилитель рулевого колеса называют коротко — ГУР.

Он обеспечивает комфортное управление транспортным средством, повышает безопасность управления на дорогах и т. п. Когда эта деталь выходит из строя, возможность продолжать движение есть, но это очень опасно. Поэтому рекомендуется сразу же приступить к ремонту ГУР.

Демонтаж ГУР

Для начала нужно этот механизм демонтировать с автомобиля. Но перед этим делом крайне рекомендуется очистить грязь с механизма, чтобы при отсоединении шланга она не попала внутрь самого устройства, а не то это может вызвать проблемы.Дальше нужно будет из бачка откачать жидкости столько, сколько это возможно.

Залезаем под автомобиль и шестигранником откручиваем болты, крепящие рулевой вал. Проводя такую операцию, нужно заранее отметить положение эластичной муфты относительно вала ГУР. При установке это будет очень важно.Настала очередь снятия рулевых тяг.

Их нужно будет отсоединить от сошки специальным инструментом — съёмником. Дальше автомобиль поднимаем на домкрат и откручиваем левое колесо, а затем снимаем его.В видео рассказано о работе гидроусилителя руля:Берём ключ на 15, желательно торцовый, и со стороны арки колеса ослабляем болты, фиксирующие гидроусилитель к лонжерону.

Затем два болта из трёх снимаем. Один оставляем на месте.При снятии шлангов нужно обязательно подставить под них ёмкость, чтобы оставшаяся жидкость стекла туда.

Затем нужно будет закрыть кусками тряпки шланги и штуцеры.Теперь нужно будет отсоединить тот самый болт, который фиксирует ГУР. Не забываем придерживать свободной рукой гидроусилитель, чтобы он не упал.

Заглянем внутрь насоса

Гидроусилитель демонтирован. Теперь нужно попробовать его отремонтировать. Как правило, частой причиной выхода из строя этого устройства становится насос ГУР, обеспечивающий заданное давление жидкости во всей системе.Насос, естественно, нужно будет разобрать.

Затем провести тщательный осмотр различных элементов насоса. Если будут замечены очаги начинающейся коррозии, то их следует обязательно очистить, используя специальную жидкость (можно протереть эти места тряпкой, смоченной ацетоном).

Следует помнить, что ремонт насоса гидроусилителя руля проводится по-разному.Наиболее популярными насосами, используемыми сегодня на ГУР, являются пластинчатые, или, как их ещё называют — шиберные устройства. Они пользуются большим уважением, так как заслужили доверие покупателей.

Благодаря отменной гарантии того, что прослужат долго, их покупают чаще. Особенно хорош корпус этих насосов, изготовленный из прочного российского чугуна.

Кроме того, среди преимуществ этих насосов можно выделить надёжность и бесшумность работы, а также удивительную экономичность. При грамотной эксплуатации такой насос практически не требует ремонта, но не всегда это удаётся соблюдать, даже если водитель — автомобилист осторожный и опытный. Зато устройство легко демонтируется и, соответственно, ремонтируется.Главными признаками неисправности такого устройства являются следующие составляющие:

В видео показано, как работает насос ГУР:Эти симптомы, конечно же, не единственные. Да и не всегда они могут свидетельствовать о явной неисправности именно насоса.

Определить это можно только при квалифицированной диагностике.В частности, квалифицированная диагностика подразумевает установку насоса на испытательный гидравлический стенд. Здесь же проверяется общая его работоспособность, производительность и давление.

Если выявляются дефекты вала, подшипников или же другой рабочей детали, проводится обязательная их замена.Если владелец автомобиля не хочет возиться с насосом, который неисправен, и в автосервис свозить его также не желает, то ему можно посоветовать приобрести новый насос. Цена на насосы сегодня не столь высокая.

Средний насос для ГУР в магазинах стоит около 3 тыс. рублей. Особенно это касается насосов типа ZF, которые разбору не поддаются, не имея в конструкции ни крышки, ни стопорных колец. Но как говорится, плохому танцору… И такой тип насосов можно привести в нормальный режим работы.В видео происходит ремонт насоса гидроусилителя руля:Если же насос обычный, который можно разобрать, то покупать новый нет резона. Разберём устройство:

Теперь нужно будет насос тщательно очистить от грязи и следов масла. Проводим визуальный осмотр, чтобы попытаться определить причину поломки. Если замечаем на внутренней стенке корпуса выработку в виде своеобразной ступеньки, то это она и есть.

Специальной насадкой, устанавливаемой на дрель, стачиваем это образование.В видео показано, как снять и заменить насос гидроусилителя руля:Изношенный подшипник также может оказаться причиной поломки насоса. Этот подшипник находится в закрытом корпусе, и, если замечено, что он плохо вращается, нужно его заменить.

Новый подшипник стоит недорого — около 400 рублей. Устанавливать его в корпусе очень просто. Нужно просверлить отверстия с резьбой в стенке насоса.

После это вставляем новый подшипник и фиксируем его специально заточенными болтами, которые после затяжки отпиливаются.Подшипник можно закрепить и другим способом. Для этого нужно зафиксировать его внутри насоса при помощи загнутых краёв корпуса.Также причина неисправности насоса может быть заключена в сальнике, который тоже следует заменить на новый.

При его установке нужно будет немного сточить вал на токарном станке. Хотя бывает и так, что купленный сальник идеально подходит к валу. В этом случае ничего стачивать не нужно.В процессе сборки, если фланец не вдевается на вал, рекомендуется нагреть его.

После резкого остуживания он будет сидеть на месте крепко.Насос после ремонта может некоторое время гудеть. Это не страшно, так как объясняется такое притиркой деталей.

Гул исчезнет через 300 км пробега.Чтобы с насосом не было в дальнейшем проблем, не рекомендуется задерживать руль в крайних положениях более пяти секунд. В противном случае это грозит закипанием масла и выводом всей системы из строя.В видео рассказано о возможных причинах гула в ГУР:Если насос ГУР уже вышел из строя, то не рекомендуется эксплуатировать автомобиль длительное время.

Лучше всего немедленно приступить к ремонту или замене устройства. Если же продолжать эксплуатировать машину, то это грозит выходом из строя различных деталей ГУР.

Меняем «кровеносные сосуды» ГУР

Рассмотрим теперь другую причину неисправности гидроусилителя руля. Она может заключаться в шлангах — своеобразных «кровеносных сосудах» всего устройства. По ним течёт жидкость, необходимая для нормальной работы.

И если наблюдается износ шлангов или их излишняя протёртость, они потребуют замены. Ремонт шлангов гидроусилителя руля — это простой и быстрый процесс, хотя и требующий некоторых знаний.Рекомендуется сразу же приобрести новый комплект шлангов и заменить им старый. Стыковать новые шланги нужно умеючи, чтобы в местах соединения не выходила жидкость. Это и есть самое сложное в замене шлангов: обеспечить надёжную стыковку, чтобы не было никаких, даже самых тонких, открытых мест.В видео показано, как заменить масло в системе гидроусилителя:

Устраняем люфт

Теперь попробуем устранить люфт, который нередко наблюдается в неисправном ГУР. Для этого демонтированный ГУР разбираем. Чтобы гидроусилитель легко разобрался, рекомендуется использовать прочный шестигранник на 6 и какую-нибудь пустую ёмкость, куда будет сливаться жидкость.

В видео показано, как гидроусилитель может создавать люфт рулевого колеса:Теперь нужно опять провести визуальный осмотр и найти причину поломки. Скорее всего, причина люфта объясняется зазором, который увеличивается в паре вал-гайка.

Но случается и так, что неприемлемый зазор обнаруживается в крышке или же в подшипниковом узле.Что нужно сделать, чтобы устранить люфт? Ответ напрашивается сам собой. Обращаем внимание на зазоры, которые, по сути, образовались из-за слабинки.

Да-да, не удивляйтесь. Именно банальное ослабление резьбовых соединений, удерживающих подшипники, и приводит к люфту.Начнём с пары вал-крышка.

Если люфт обнаруживается здесь, то нужно сначала отпустить контргайку, а затем её затянуть таким образом, чтобы люфт исчез.Всегда рекомендуется производить работы в чистом помещении. Каждую деталь стоит тщательно вычистить и даже пронумеровать её.

Идеально работать за объёмным столом, где всё будет стоять на своём месте.Ремонт гидроусилителя руля своими руками может стать и любимым хобби, если провести операцию раз-другой. Главное — это следовать инструкции и чаще пользоваться помощью схем и чертежей. Не стоит и говорить о том, что, если делать всё правильно, проблем никаких не возникнет.

Ремонт автомобилей

Диагностика системы ГУР на отечественных автомобилях Волга, Соболь, Газель, Патриот, Симбир, Хантер...

На автомобили отечественного производства издавна устанавливались агрегаты системы ГУР белорусского производства завода Автогидроусилитель в городе Борисов. Это основной поставщик на заводы ГАЗ и УАЗ.

Кроме Борисовских гидроусилителей на отечественные автомобили устанавливались агрегаты и других производителей. Например редуктора ГУР производства российского г. Стерлитамак (на Соболя, Газели и УАЗы), насосы ГУР производства российского г. Елец.

Так же бывают агрегаты импортного производства - ZF, Delphi и некоторых совместных предприятий. У всех этих производитель несколько разный набор типичных неисправностей.

Поэтому при диагностике гидроусилителя руля на автомобилях необходимо сперва выяснить производителя агрегатов. При диагностике ГУР нужно сформулировать, что конкретно не устраивает в работе системы: 1. руль становиться тугой 2. раздается не нормальный звук (вой, гул, треск) 3. приходиться подливать масло (течи) Далее - собрать информацию о симптомах: 1.1 тугой руль в одну или в обе стороны 1.2 руль тяжелый только на холостых оборотах двигателя или на всех 1.3 руль тяжелый при холодном двигателе или при горячем или при любом 2.1 звук раздается из-под капота или из салона 2.2 звук раздается только при вращении руля или даже когда руль не трогают 2.3 тональность звука зависит от оборотов двигателя или нет 2.4 звук громче на холодной машине или на горячей 3.1 течет шланг высокого давления в заделке (там где резиновый рукав высокого давления переходит в металлический штуцер) 3.2 течет редуктор ГУР 3.4 текут шланги и хомуты бачка системы ГУР 4.1 слишком легкий руль После этого можно сделать некоторые выводы: 1.1.1.1 руль тугой только в одну сторону НА ХОДУ, при этом в другую крутится легче, или просто имеется разница во вращении налево и направо - виноват именно редуктор ГУР, но не насос, ни шланги, ни что-либо другое.

Редуктор надо снимать и ремонтировать 1.1.1.2 руль тугой только в одну сторону только НА МЕСТЕ - неисправность в шкворнях (Волга) или в маятниковом рычаге (Соболь), или не достает давления насоса, но не редуктор ГУР 1.1.2 на прогретой системе ГУР, при вращении руля, имеется эффект "закусывания" (т.е. руль при попытке вращения на что-то натыкается, а потом проходит дальше легко) - это приравнивается к п.п. 1.1.1.1 и является типичной неисправностью редуктора ГУР 1.1.3 руль одинаково ведет себя в обе стороны - читаем последующие пункты 1.2.1.1 руль тяжелее на оборотах холостого хода, а на повышенных оборотах становиться легче, но раздается вой - виноват насос ГУР,но не редуктор не шланги и пр...

1.2.1.2 руль тяжелее на оборотах холостого хода и при этом "пляшет в руках" - виновата натяжка ремня или сам ремень привода насоса ГУР, но не редуктор, насос и пр... 1.2.2 руль тяжелее на повышенных оборотах - такого не бывает 1.2.3 руль не зависит от оборотов двигателя - читаем последующие пункты 1.3.1 руль тяжелый на холодном двигателе и "подкусывает" влево, при этом не зависит от оборотов двигателя - виноват редуктор ГУР.

Это одна из известных проблем редукторов ГУР Борисовского производства.Кроме того такая неисправность может быть связана с заеданиями в шквонях или маятниковом рычаге У рулевых реек с алюминиевым картером распределителя это связано с износом картера распределителя 1.3.2.1 руль тяжелеет на горячем двигателе, при этом не зависит от оборотов двигателя - сложная неисправность. Может быть виноват и насос и редуктор.

Другими словами в системе есть где-то утечка. Нужно применять методы диагностики, описанные в конце статьи 1.3.2.2 руль тяжелеет при прогреве но при прогазовках облегчается (пункт 1.2.1.1) и из-под капота раздается вой, появляющийся только при вращении руля - виноват насос.

Неисправность называется - "Задиры роторной пары". Зазоры в роторной паре повышены и через них происходит утечка 1.3.3 руль тяжелый и не зависит от прогрева двигателя - читаем последующие пункты 2.1.1 звук может исходить прямо от руля - шипение или гул - виноват редуктор, или из-под капота - редуктор не виноват, тогда читаем дальнейшие пункты 2.2.1 в любых случаях, если любой звук из-под капота раздается даже тогда, когда руль не трогают и он не изменяется когда начинают вращать руль, это к неисправностям системы ГУР не относится 2.3.1 тональность звука НЕ зависит от оборотов двигателя - виноват редуктор ГУР 2.3.2 тональность звука зависит от оборотов двигателя - редуктор гур не виноват, но определенно сказать, что звук от насоса - нельзя.

Читаем дальнейшие пункты 2.4.1 на холодном двигателе из-под капота раздается звук, похожий на вой, зуд, только тогда, когда рващается руль. При прогреве звук уменьшается - недостаточный уровень жидкости в бачке гидроусилителя или жидкость имеет затруднения при поступлении в насос ГУР (масляное голодание) 2.4.2 на горячем двигателе из-под капота раздается звук, похожий на вой, зуд, только тогда, когда вращается руль.

А на холодном этот звук тише - Износ роторной пары насоса ГУР или "Задиры роторной пары". Насос требует ремонта или замены 2.4.3 на любом двигателе из-под капота раздается звук, похожий на вой, зуд, только тогда, когда вращается руль - либо уровень низкий, либо задиры роторной пары 3. течи системы ГУР определяются визуально - течет насос, течет шланг, течет редуктор.

Случаи, когда из бачка выбрасывает масло связаны с неисправностью насоса (подсос воздуха через сальник насоса) 4. Слишком легкий руль, особенно если он сам пытается довернуть до упора, если его толкнуть. При этом на заглушенном двигателе наблюдается большой люфт руля - поломка торсиона в редукторе ГУР Во всех случаях затрудненной диагностики, когда выбор - какой агрегат неисправен, сделать затруднительно, нужно применять инструментальную диагностику, а именно измерять давление и поток жидкости в системе.

Для этого к системе подключают манометер с краном, измеряющий давление до 200 атмосфер. Заводят двигатель. Вращая руль можно измерить давление, создающееся в системе, когда перекрытие создает редуктор.

Если это давление ниже номинального (справочная таблица в конце статьи), то это означает что либо насос не развивает нужного давления, либо редуктор не перекрывает должным образом. Чтобы отличить неисправность редуктора от насоса, перекрывается кран на магистрале и измеряется максимальное давление насоса.

Если максимальное давление насоса в норме, то делается вывод, что редуктор не перекрывает и что он неисправен. Если максимальное давление насоса ниже нормы, то виноват насос.

Диагностика гидроусилителя руля своими руками Если манометра нет, и не ясно что неисправно - насос недокачивает или редуктор не перекрывает, то можно применить народный метод. Учавствуют двое.

На заглушенной машине один человек находит шланг обратки, идущий от редуктора на слив (к бачку). Он мягкий. Его нужно пережать рукой. После этого мотор заводиться и ощущается, что в шланге обратки появился поток жидкости.

Далее, другой человек начинает вращать руль до упора, тем самым перекрывая поток редуктором. Если в шланге обратки чувствуются пульсации до полной остановки потока, то значит редуктор перекрывает, и виноват насос, который не развивает должного давления. Если поток в шланге обратки не останавливается, то виноват редуктор - он не перекрывает.

Рекомендуем почитать