Ребенок раскидывает руки в стороны

Про тонус у грудничков. Для всех

Вычитала хорошую статью про тонус у малышей. Может кому то будет полезна… Вот эта статья:Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве.

На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.).

И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус. Тонус бывает разный Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение.

Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия.

В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает.

В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом.

Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса. Повышенный тонус (гипертонус).

Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»).

При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо). Пониженный тонус (гипотонус). При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову.

Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

Асимметрия мышечного тонуса. При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой.

Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок. Неравномерный тонус (дистония).

При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика тонуса Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса.

В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного. Разведение бедер.

Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление.

Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса. Присаживание за руки.

Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях.

Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры. Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах.

А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса.

Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.

Симметричный рефлекс. Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.

Асимметричный рефлекс. Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу.

Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую. Тонический рефлекс.

Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).

В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.

Рефлексы Моро и Бабинского. Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах.

В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца. Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал.

Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития.

А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Исцеляющий массаж Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации.

Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы.

При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях. Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления.

Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые).

Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем.

Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут.

Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут. Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает.

Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание.

После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша.

Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье.

Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону.

Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений.

После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам.

Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам. Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче.

Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение.

Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение.

Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается.

Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз. Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа.

Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом.

Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним.

Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе.

С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год.

Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года. Наталья Алешина Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

Лучшие посты на эту тему:

Сообщение

Признаки нарушений в развитии ребенка 31 окт 2008, 23:23 Активный участник

Зарегистрирован: 20 авг 2007, 04:17Сообщений: 4665

Признаки нарушений в развитии ребенка Для ребенка самое близкое на свете существо - его мать. С ней он проводит основное свое время. Поэтому мама лучше кого-либо может заметить особенности развития своего малыша. Далее приведены случаи, когда матери следует насторожиться и посоветоваться с врачом. Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы - если ребенок к концу:1-го месяца - в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку; 2-го месяца - не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее; 3-го месяца - не может, лежа на животе, удержать головку в течение 1 минуты; 4-го месяца - не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья; 5-го месяца - ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину; 6-го месяца - лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки; 8-го месяца - еще не может ползти назад; 9-го месяца - не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед; 11-го месяца - не может ползать на четвереньках. Когда у ребенка формируется умение сидеть, нужно знать следующие признаки нарушения этого умения. Если ребенок к концу:2-го месяца - совершает несимметричные движения ручками и ножками; 3-го месяца - не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении; 4-го месяца - у ребенка головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине; 5-го месяца - неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине; 7-го месяца - при поддержки за руку родителей не пытается сесть; 9-го месяца - при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси; 11-го месяца - не может сидеть с вытянутыми ногами. Умением ходить разные дети овладевают в разное время. Речь может идти о нарушении этой функции, если ребенок к концу:4-го месяца - когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног; 6-го месяца - в таком положении не "пританцовывает"; 8-го месяца - не может короткое время стоять при поддержке за руки; 10-го месяца - не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа; 11-го месяца - не может передвигаться, держась за опору; 12-го месяца - не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого; 13-го месяца - не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 секунд; 15-го месяца - не может спокойно пройти 20 шагов; 16-го месяца - не бегает свободно; 20-го месяца - не может без поддержки пнуть мяч; 30-го месяца - не может без поддержки спуститься по лестнице; 36-го месяца - не может 1 секунду без опоры удержаться на одной ноге. При рождении ребенок обладает хватательным рефлексом, который потом исчезает. Появляются осознанные хватательные движения. О их нарушениях можно говорить, если ребенок к концу:3-го месяца - не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним; 4-го месяца - не разглядывает свои ручки; 5-го месяца - не может уверенно протянуть ручку к игрушке; 6-го месяца - не может ухватить кубик; 8-го месяца - не может удержать между указательным и большими пальцами пуговицу; 9-го месяца - не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку с головы; 12-го месяца - не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому; 18-го месяца - не может построить башню из трех кубиков; 20-го месяца - не может чертить прямые линии; 24-го месяца - не может отвинтить крышку от банки; 33-го месяца - не может аккуратно есть суп ложкой; 36-го месяца - не может налить воду в чашку. Следует как можно раньше выявить нарушения слуха и зрения. Подозрения могут возникнуть в следующих случаях, если ребенок к концу:1-го месяца -ребенок не следит за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево; 2-го месяца - не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону; 3-го месяца - не ищет глазами, откуда звенит колокольчик; 5-го месяца - не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери; 6-го месяца - уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения; 7-го месяца - не может стучать кубиком по столу; 8-го месяца - не прислушивается к разговорам взрослых; 9-го месяца - не может стучать кубиками друг о друга; 10-го месяца - не сбрасывает игрушки со стола; 12-го месяца - не проявляет интерес к автомашинам; 15-го месяца - не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах; 24-го месяца - не может отличить съедобное от несъедобного; 32-го месяца - не может выложить кубики в одну линию. Выявить нарушения речи можно еще до того, как ребенок произнесет первые слова. Обратитесь к врачу, если ребенок к концу:1-го месяца - никогда не кричит перед кормлением; 4-го месяца - не улыбается, когда с ним заговаривают; 5-го месяца - не произносит отдельные звуки или слоги (например, "га-га-га", "ба-ба-ба"), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа?"); 7-го месяца - не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками; 9-го месяца - не может повторить за взрослыми 8 различных звукосочетаний и слогов; 10-го месяца - не может махать головой в знак отрицания или несогласия ("нет-нет") или помахать ручкой в знак прощания; 12-го месяца - не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (например, при словах "принеси мне мяч" не может отыскать и принести его); 15-го месяца - не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа"; 20-го месяца - не может произнести 6 осмысленных слов; 24-го месяца - не может показать части тела, которые ему называет взрослый; 29-го месяца - не понимает разницу между словами "большой" и "маленький"; 36-го месяца - не может показать какая линия из 3 самая длинная; 37-го месяца - не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. Такие качества, как самостоятельность, способность общаться с окружающими, ладить с ними и завоевывать уважительное отношение к себе, важны для социального развития. Чтобы выявить нарушения развития в социальном плане, советуем ориентироваться по следующим указаниям. Если ребенок к концу:1-го месяца - не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе; 2-го месяца - не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним; 3-го месяца - не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему; 4-го месяца - не выражает радость, когда с ним играют; 5-го месяца - не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике; 6-го месяца - не просится "на ручки", протягивая свои ручки к взрослому; 7-го месяца - не ласкается к матери или близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери; 9-го месяца - не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается спрятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку; 10-го месяца - не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;11-го месяца - не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь; 12-го месяца - не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале; 15-го месяца - не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него; 19-го месяца - не играет с плюшевым медвежонком или куклой; 20-го месяца - не может самостоятельно надеть носки обувь и шапку; 21-го месяца - не может, подражая матери, выполнять некоторые хозяйственные дела; 24-го месяца - не может самостоятельно вымыть и вытереть руки; 29-го месяца - еще не может словами попросить еду; 30-го месяца - не может один есть ложкой; 34-го месяца - еще не говорит о себе, применяя местоимение "я", не может самостоятельно одеться, не ходить своевременно в туалет. _________________Надежда Лоскутова.Будь собой! Остальные роли уже заняты.Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство.http://method-bfm.ru/
Рекомендуем почитать