Ребенок закрывает уши руками

Аутизм глазами матери больного ребенка

Аутизм… Это слово перевернуло нашу жизнь, когда сынишке Илье было чуть больше года. С тех пор, на протяжении многих долгих лет, мы с мужем боремся за будущее своего ребенка.

Пытаясь вырваться из плена депрессии, я изучала литературу и просматривала многочисленные форумы, где общались родители, в поиске ответа на мучившие меня вопросы: «Почему рождаются дети-аутисты? Как помочь сыну?

Что будет, когда он подрастет?»Возможно потому, что Илья был у нас первенцем, мне понадобилось более 5 лет на то, чтобы осознать информацию, почерпнутую из медицинских и психологических справочников. Сейчас, когда у меня растет здоровый младший сын, я могу сравнивать поведение детей.

И уже наверняка я представляю дальнейшую судьбу своего аутенка. Надеюсь, что написанное поможет таким же, как я, родителям понять и принять своих детей.Хочу заранее предупредить, что перед читателем не научный трактат.

Да и дети-аутисты не могут быть абсолютно похожи друг на друга хотя бы потому, что существует несколько вариантов течения этого заболевания и разные степени тяжести. Есть даже специальный термин: «расстройства аутистического спектра». Перед вами описание жизни мальчика, у которого диагностирован ранний детский аутизм в тяжелой форме.

Что такое аутизм

Аутизм – это очень сложное расстройство всех основных психических функций человека, не позволяющее ему формировать причинно-следственные связи, осознать себя личностью, вести самостоятельную жизнь и хоть как-то взаимодействовать с окружающими его людьми.Слово «аутизм» переводится как «экстремальное одиночество». В литературе этот термин разъясняют крайней отгороженностью больного от окружающей его действительности, его стремлением существовать в придуманном им и одному ему доступном крайне ограниченном мирке.

И это так: и в окружении любящих его родственников, и в огромной толпе чужих ему людей аутист ведет и чувствует себя так, словно вокруг него пустота и непроницаемые стены. Наш мир ему непонятен и страшен, поэтому ребенок всячески пытается защититься от него с помощью доступных ему способов.

Он не смотрит в глаза человека, бесконечно повторяет одни и те же действия (прыжки, манипуляции с игрушками), монотонно кричит, закрывает уши руками, даже не пытается вникнуть в смысл обращенной к нему речи.Когда я смотрю на профиль своего сына, тоскливо сидящего в углу комнаты и «задумчиво» поглаживающего рукой обои на стене, он кажется мне маленьким инопланетянином, случайно попавшим на Землю. Ему чуждо и непонятно все вокруг, он вынужден терпеливо ждать, когда сможет вернуться на свою звезду.Аутист не в состоянии даже понять, что у людей можно попросить о помощи.

К примеру, наш 5-летний сын трое суток плакал, но так и не показал, что ему болит, пока не вспухла щека. Увидев его перекошенную физиономию, мы испытали облегчение (ведь мы наконец-то сможем ему помочь!), в то время как в обычной ситуации родители, наоборот, нервничали бы.Но есть еще одна, страшная для меня, сторона аутизма – это одиночество родителей больного ребенка.

Как тяжело принять тот факт, что собственный сынишка никогда не откликнется на мои слезы, не разделит радость. Он не понимает и не воспринимает чужую боль, никогда не «играет на публику», как все дети.

Я не помню ни одного случая, чтобы ревущий Илья шел в мои объятия за успокоением, например, больно ударившись. Всегда один – потрет коленку, поскулит тихонечко – И ВСЕ. Чем старше становится мальчик, тем больше он похож на «кота, который гуляет сам по себе».

Он так и не научился целоваться или просто подставлять щеку, и отстраняется от моей руки, как будто ожидает удара. В итоге даже просто погладить его по голове я могу лишь украдкой тогда, когда он крепко спит.

Причины возникновения аутизма

Почему возникает детский аутизм, на сегодня, к сожалению, точного ответа не найдено. Несмотря на большое внимание к этой проблеме, по-моему, за последнее десятилетие наука не продвинулась вперед ни на шаг. Перечислю основные теории:

  1. Генетическая. В результате взаимодействия нескольких генов либо их мутации нарушается способность к образованию прочных информационных связей между клетками разных участков головного мозга.Биохимическая (близка к генетической). Нарушение обмена веществ в клетках мозга извращает их развитие. Например, дети с ДЦП и тяжелыми врожденными обменными заболеваниями часто склонны к аутичному поведению.Токсическое воздействие ртутных консервантов вакцин. Клиника аутизма очень напоминает симптомы хронической ртутной интоксикации. В пользу этой теории говорит рост числа вновь выявленных случаев заболевания за последние тридцать лет, когда расширили календарь прививок. В США и странах Западной Европы сейчас даже применяется термин «эпидемия аутизма». Кстати, мертиолят (соль ртути) до сих пор используется при производстве некоторых вакцин.Конкуренция между полушариями головного мозга либо отсутствие взаимосвязи между ними. Мне эта теория наиболее близка, так как помогает бороться с депрессией. Поэтому объясню ее суть поподробнее. В большом проценте случаев дети с аутизмом рождаются у родителей с очень высоким интеллектом. Особенно часто это наблюдается в тех случаях, когда один из супругов «математик», а другой – «лирик», то есть у них доминируют разные полушария головного мозга. Аутизм возникает тогда, когда ребенок наследует оба сильных полушария, не желающих уступать друг другу первенство, а потому не наладивших между собой связей. Мать-природа сознательно ограничивает возможности развития человеческого мозга и использования его резервных возможностей. И это ее вмешательство извращает мозг ребенка, чтобы не позволить родиться гению.

Аутизм: признаки

Как правило, признаки аутизма у детей проявляются в возрасте до 36 месяцев, при этом чем раньше, тем хуже прогноз заболевания. Но мне приходилось общаться с родителями, которые искренне не замечали странностей в поведении даже своего 6-летнего ребенка.

И мы с мужем не исключение: хотя и забили тревогу в возрасте около года, волновало нас тогда только отсутствие речи.При всех формах аутизма должны присутствовать все три следующих признака:1. Бедность социальных отношений и взаимодействий.

Сюда относится все, что я писала об экстремальном одиночестве. Это не значит, что малыш ничего не чувствует. Наоборот, у него из-за страха перед окружающим миром обострено его восприятие.

Но как выразить свои эмоции – он не знает. Дополнительно – отсутствие указательного жеста. Вместо того, чтобы пальцем показать, что он хочет, ребенок толкает впереди себя по направлению к желаемому предмету руку взрослого.

Дети-аутисты в поведении не ограничены рамками установленных обществом норм, так как не в состоянии их понять. Поэтому чем старше становится ребенок, тем более заметными и осуждаемыми становятся особенности его поведения.2.

Отсутствие речевой (вербальной) и невербальной коммуникации.У аутистов может быть хорошо развита речь, но может быть и ее полное отсутствие, часто наблюдается дизартрия.

Но даже проговаривающий наизусть на одном дыхании огромные стихотворения или куски из романов малыш вряд ли сможет объяснить их смысл. Да и жестикуляции, соответствующей мимики и выразительной речи не будет.

Чаще дети просто используют запомнившиеся фразы, не придавая им никакой эмоциональной окраски (так называемая «штампованная речь»). Многие из них не используют местоимение «Я», говоря о себе в третьем лице, например: «Маша упала».Больной аутизмом – очень «конкретный» и прямой человек: он не понимает переносного смысла пословиц и крылатых выражений, иронических высказываний и шуток, не реагирует на изменение тона голоса или мимики говорящего.

Все же большинство из них потребности в общении не испытывают, говорят редко, обычно глаголами. Наш сын молчит, лишь может изредка, но очень к месту сказать: «Иди». Он может пальцем показать на маму или папу, но никогда нас не зовет.3.

Выраженная ограниченность интересов в сочетании с навязчивыми действиями.Дети-аутисты, с трудом ориентируясь в окружающем их мире, овладевают любыми навыками или играми интуитивно. То, что ими освоено, уже не пугает.

Поэтому им свойственно увлеченно (навязчиво) многократно повторять одно и то же примитивное действие (вертеть веревочку, рвать бумагу, скрипеть дверью). Также для них характерно так называемое «туннельное мышление».

Я называю это «программой»: пока малыш не сделает то, что задумал, он ни на что другое не сможет сам переключиться, пусть даже пройдет несколько дней. В это время он не отвлекается даже на еду, питье и туалет.Аутизм не позволяет развить воображение.

Поэтому у детей невозможно сформировать понятие опасности. Дороги, окна и балконы в высотных домах, глубокие водоемы не вызывают страха. По той же причине им не интересны мультфильмы, спектакли, художественные фильмы, литературные произведения.

Аутизм у детей: симптомы

Перечислю проявления аутизма, выявленные у нашего сына:1. В грудном возрасте:

2. В возрасте до 5 лет:

Аутизм: лечение

Лечение аутизма у детей – это ежедневный многолетний труд родителей, психолога, дефектолога, врача-психиатра. Главная задача – помочь малышу преодолеть страх перед жизнью, максимально адаптироваться в нем, приобрести и закрепить навыки самообслуживания.Страдающий аутизмом ребенок нуждается в специальной поведенческой терапии, где ему прививают шаблоны поведения в разных жизненных ситуациях.

Доверие к родителям дети, больные аутизмом, обретают во время «терапии объятий», когда ребенка по несколько часов в сутки носят на руках, поглаживая даже против его воли, и постоянно рассказывают ему, как сильно его любят. Приветствуется сон в одной постели, совместное купание.

Улучшить психические функции помогают животные. Наш сын любит кататься на лошади, но боится котов и собак.Обучение детей с аутизмом должны проводить специалисты, имеющие навыки работы с ними.

Существуют детские сады, центры дневного пребывания, специализированные группы при школах.Мы подбирали методики лечения Ильи только совместно с врачом-психиатром. Мы безгранично доверяем ее опыту, профессионализму и искреннему желанию помочь нашей семье.

Поэтому назначенные ею психотропные препараты для снятия тревоги, страхов, гиперактивности мы безоговорочно принимаем уже много лет. С болезненным восприятием громких звуков помогли справиться шумофоны. Постепенно мы стали поводырями своего сына, его глазами и ушами.

Он доверяет нам, копирует наше поведение. Мы считаем это большим прогрессом в борьбе с заболеванием, хотя у психологов это называется патологической зависимостью. Благодаря этому еще существует и открыта калитка между миром нашего 9-летнего аутиста и миром людей.

Как говорить с закрытым ребенком?

Как говорить с «закрытым» ребенком, который не хочет общаться, чтобы он смог выйти на контакт и поделиться сокровенным.(Случай из моей практики детского психолога. Все имена изменены)Миша, 11 лет, не знал, что его родственница ведёт его на приём к психолог и думал, они едут в гости.

А я не знала, что мальчика не предупредили заранее. Все вместе мы сели в приёмной комнате и началась беседа. Родственница мальчика, его родная тётя, сразу стала говорить о том, что Миша стал замкнутый и скрытный, стал обманывать, воровать, не идёт на контакт со взрослыми…Через 3 минуты ребёнок «пулей» выскочил в коридор, закрыл уши руками и стал рыдать … Только тогда женщина объяснила мне, что ребёнок не знал, куда идёт…Мальчик стоял в коридоре, и сквозь рыдания говорил мне о том, что хочет «выйти из этого помещения», «не желает тут быть», что он «не псих» и что с ним всё в порядке.

Когда я пыталась что-то ему сказать, он затыкал уши руками и поворачивался спиной, вздагивая всем телом от рыданий.Я предложила мальчику пройти и подождать в детской комнате, пока поговорю с его тётей, потому что понимала, что к любому общению он сейчас полностью закрыт и ему нужно прийти в себя и успокоиться.Через 20 минут я зашла в комнату, где был мальчик, с желанием оказать ему максимальную поддержку, чтобы он чувствовал себя лучше. У меня были большие сомнения, что он согласится приехать к психологу ещё когда-нибудь, но хотела сгладить эту травму, которую он получил в такой неожиданной для себя ситуации.

Я понимала, что метод «АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ» – диалог, построенный по принципу «эхо» - это именно то, что сейчас больше всего поможет дать ребёнку поддержку и понимание.- Миша, я хочу кое-то тебе сказать. (затыкает уши руками):- Мне всё равно, я не псих!- С тобой всё в порядке, как и со всеми ребятами, которые ко мне приходят.- Не хочу ничего слушать, мне всё рано!!!- Тебе было очень неприятно, потому что ты не знал, что идёшь к психологу. Было неожиданно, и очень неприятно.- Конечно!…- Твоя тётя была неправа, что не сказала тебе, что вы идёте к психологу.

Она не сказала, потому что боялась, что ты не согласишься…- Конечно! Мне не нужны никакие психиатры! Мне и так тяжело жить!!

И мне всё равно, я не хочу вас слушать!!! (плачет)- Я понимаю, ты не хочешь меня слушать. Но МНЕ не всё равно, поэтому я хочу сказать тебе. Я вижу, как тебе тяжело, сколько внутри у тебя переживаний…- Конечно тяжело!!!!

Знаете как тяжело, когда тебя никто не понимает, когда всем взрослым на тебя наплевать, нет никого, с кем можно поделиться, когда бесчуственная мама, которой всё равно!!!- Это очень тяжело, когда тебя не понимают и не с кем поделиться…- (срывающимся голосом сквозь слёзы) Был настоящий друг у тёти Оли – собака Таха, я с ней гулял, я её кормил, я ей всё рассказывал, она меня понимала тогда!!! Она была моим лучшим другом!!!

Она всё понимала! А потом она умерла…- Умерла…как больно…тяжело…. когда умирает друг…- Да!!! И никого не стало у меня…- Отчего Таха умерла?- Ты даже не знаешь, почему она умерла…- Нет конечно!!!

Мне сказала Оля (тётя), что она у ветеринара, и я долго думал так!!!- До сих пор не знашь, отчего умерла.. долго думал, что собака любимая жива, что она просто у ветеринара лечится, а оказалось, что умерла…- Да! Кроме того мне не тётя Оля сказала об этом, а мама…- Было очень больно…- Да!

Мне хоть кого-нибудь, хоть какую-то живность! Хоть собаку, хоть рыбку, хоть бабочку!!! Всё равно!

Главное, чтобы меня понимала!- Тебе так хочется, чтобы кто-то понимал, пусть даже рыбка или бабочка…- Да! Кошка у меня тоже была сиамская, когда мне было 5 лет.. и она умерла тоже… я её любил…- Кошка от старости умерла?- Как тяжело, когда друзья уходят… кошка, потом собака…- Да, у Маши тоже была кошка, её тоже не стало.- Животные тебя так хорошо понимают…- Да!

А мама не понимает! Никто из взрослых не хочет, чтобы я где-то учился, им всё равно, а я талантливый, я много умею, я рисую хорошо!- Ты где бы хотел заниматься?- В Художественной школе!

У нас рядом есть!- А мама знает?- Нет, ей всё равно, она меня всё равно не поведёт.- Ты бы очень хотел там учиться…- Да! Хотел бы!- А тётя знает?- Нет- Мне кажется, что твоя тётя - это тот человек, который больше всего старается тебя понять, она очень за тебя беспокоится. Интересно, почему ты не говоришь ей, что хочешь ходить в Художественную школу.- Я стесняюсь…- Хочешь я попрошу?- Да…- Спасибо тебе, ты так много поделился со мной… Я тебя очень хорошо поняла…почувствовала, что ты чувствуешь…- Придёшь ещё ко мне?- Да…Из диалога с Мишей видно, насколько сильно помогает приём «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» раскрыться ребёнку и рассказать о себе то, что он никогда не рассказал бы в ответ на прямые расспросы взрослого.Практикуйте этот приём с Вашими детьми, и у Вас будет всегда прекрасный контакт!Для тех, кто не знает об этом приёме и хочет научиться, приглашаю прослушать вебинар по психологии воспитания детей «На одной волне с ребёнком»

Екатерина Буслова, детский и семейный психолог

Ребенок 2 года при любой не комфортной (для него) закрывает уши руками

04-08-2010 18:48:35

Моему сыну 2 года. В год он гулял на детской площадке, но после того, как его там обидели, отказывается гулять с детьми. Когда подходит кто-то из взрослых и начинают с ним разговаривать, он закрывает уши руками или начинает плакать.

Я хотела отдать его в садик, но пока не могу даже представить как это будет происходить. Когда к нему подходят ровесники он сразу отдает свои игрушки и уходит.

Начали ходить в школу раннего развития, так он не хочет выполнять даже половины заданий, которые делают другие дети. Посоветуйте, как быть в такой ситуации.

n_lora

Re: Ребенок 2 года при любой не комфортной (для него) закрывает уши руками

05-08-2010 19:08:27

n_lora, что значит: "отказывается гулять с детьми"? Как это проявляется? Обходит их стороной или рядом играть все-таки может?

Как его обидели дети в год?И еще, вы пишете: "Когда подходит кто-то из взрослых и начинают с ним разговаривать, он закрывает уши руками или начинает плакать". Ребенок так реагирует на любого взрослого или на незнакомого?

Когда тот говорит что угодно или когда ругает его?И еще, напишите, с кем вы живете? Какие отношения у ребенка с домочадцами? Во что сынок любит играть, чем заниматься?

Re: Ребенок 2 года при любой не комфортной (для него) закрывает уши руками

06-08-2010 18:49:03

1. Когда подходим к площадке где гуляют дети, старается сразу меня увести или убегает сам. Идем гулять в другое место, катаемся на горках. С детьми постарше может побегать, игрушками не играет.

В год его несколько раз ударила девочка, после чего стал обходить стороной площадку.2. Закрывает уши когда заговорит любой взрослый (не ругает). В последнее время не любит мужчин, которые заходят к нам домой, до этого не боялся.3.

Живем вчетвером, кроме меня и мужа есть старший сын 15 лет. Масик его любит, но всегда в играх и занятиях отдает предпочтение мне. Мужа к себе не подпускает, на его просьбы не реагирует, когда идет с мужем гулять плачет, потом успокаивается.

Играет детской посудой, любит рисовать мелками на улице (я рисую, он рисует тоже каляки-маляки), кубиками, очень любит, чтобы я читала книги. Во время занятий в школе раннего развития очень боится делать кувырки (дома со мной делает), пролазить через тоннель, чтобы к нему подходил препод.

n_lora

Рекомендуем почитать