Мелкая моторика рук у детей старшего возраста

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).: дидактических пособий для развития мелкой моторики, выставлены образцы творческих работ обучающихся.

На столах выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».На столах, за которыми сидят родители, находятся разные предметы: пробки от пластиковых бутылок, прищепки, пуговицы, различные шнуровки, емкости, наполненные просом, рисом, разносы с сыпучими материалами, карандаши, мозаика.

Целью проведения семинара-практикума является: привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.: 1. Повышение компетентности родителей о компонентах готовности ребенка к школе. 2.Привитие родителям практических навыков и умений по развитию у ребенка мелкой моторики.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школьному обучению.На начальном этапе обучения в школе практически все дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Успех в обучении ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития школьно-значимых функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

В плане подготовки ребенка к школе большинство родителей, все свои усилия направляют на подготовку чтения и счета. Взрослые даже не представляют, насколько важна тренировка у ребенка мелкой моторики, которая является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Что же такое мелкая моторика и почему так важно развитие мелкой моторики рук для детей? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга.

Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности.

Кроме того, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

По мнению И. Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Следовательно, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть навыками письма, новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Все это поможет подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют пальчиковая гимнастика и разные действия и игры с предметами. Попробуем и мы с Вами освоить некоторые упражнения и игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение, доставят удовольствие вне зависимости от результата.

(совместно с родителями проводится игротренинг).Упражнения на повышение уровня активации.Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.1.

Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке. 2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. 3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.

Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь. 4. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. 6. Общий массаж ног.

Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней. В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети приговаривают и показывают.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься не только на занятиях, но и дома(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.От уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.Как известно, наиболее качественное обучение у детей происходит в процессе игры.

Рассмотрим несколько простых и веселых развивающих игр, которые будут интересны ребенку.ИзюминкаДля данной игры вам потребуется сосуд с крышечкой и пластиковая чашка с изюмом.

Крышка на сосуде должна быть не отвинчивающаяся, а снимающаяся, чтобы ребенок легко мог самостоятельно открывать и закрывать сосуд. Игра «Изюминка» подходит для детей практически всех возрастов.Цель игры – переложить весь изюм по одной штучке из чашки в сосуд с крышечкой.

Делать это нужно аккуратно, не раздавив ни одной изюминки. Если ребенку станет скучно, то сосуд можно закрыть и оставить игру на потом; если же ребенок увлекся и хочет продолжить даже после того, как весь изюм был переложен, нужно всего лишь пересыпать его обратно из сосуда в чашку.

Фасолевые аппликацииЧто потребуется: лист картона, простой карандаш, клей и россыпь фасоли (лучше всего высушенной). Итак, для начала игры ребенку нужно нарисовать на картоне несложную фигуру (это может быть человечек, домик, машина – все что угодно).

После этого в ход идет клей и фасоль: клей наносится по карандашному контуру, после чего на лист картона наклеиваются фасолины. Получается объемная аппликация, подготовка которой отлично развивает мелкую моторику у детей.

Коробка с прищепкамиПонадобится картонная коробка средней величины (подойдет подарочная упаковка или коробка из-под обуви) и несколько бельевых прищепок. Место каждой прищепки должно быть отмечено на борту коробки с внешней стороны – это может быть геометрическая фигура, цвет, цифра – все что угодно; на самих прищепках должен быть также нанесен соответствующий символ.

Задание состоит в поиске и совмещении прищепки и ее места на коробке, предусмотренного игрой. Данная игра развивает не только мелкую моторику, но также зрительную память и пространственное мышление.

Помпоны и щипцы (пинцет)Для данной игры вам потребуется безопасный пинцет или щипцы, а также россыпь разноцветных помпонов или кусочков поролона и посудина, способная вместить в себя все эти помпоны. Игра происходит следующим образом: помпоны или кусочки поролона рассыпаются по полу комнаты или по любой другой ограниченной площади; цель ребенка – собрать их все по одному при помощи пинцета или щипцов и сложить в специально подготовленную посудину.

Несмотря на кажущуюся простоту и примитивность данной игры, в ней задействована работа с пинцетом, требующая осторожности и на высшем уровне задействующая внимательность и навыки мелкой моторики.РАБОТА С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВОсвоение навыков мелкой моторики в этом возрасте – важный фундамент для развития способностей ребенка в более старшем возрасте.

Детям до 3 лет подходят лепка и другие игры с пластилином, а также игры по пересыпанию или перекладыванию мелких предметов. Очень важно в данном возрасте научить ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы – это может происходить как перед выходом на прогулку, так и в игровой форме.В этом возрасте уже можно переходить к работе над более сложной моторикой, требующей концентрации внимания.

Лучше всего для этих целей подходит рисование красками и раскрашивание, создание аппликаций из мелких элементов. Старайтесь при этом привить ребенку основные навыки работы за письменным столом.

Также будет полезно предложить ребенку освоить игру «выкладывание колодца» из спичек или ватных палочек – чем выше и устойчивее колодец, тем лучше!В данном возрасте происходит освоение навыков, необходимых для овладения техникой письма. Для их освоения потребуется работа с карандашами и ручками – приучите ребенка правильно держать письменные принадлежности, аккуратно выводить буквы и цифры, не выходя за пределы строки.

Для возраста 6-7 лет подходят также вырезание ножницами по контуру сложных фигур из бумаги или картона, раскрашивание сложных контуров и т.д. Вы можете предложить ребенку и другие виды творческой деятельности: лепку из теста или специальной глины, бисероплетение и др. – к возрасту 7 лет окончательное овладение основными навыками моторики, необходимыми для этого, уже практически завершено, далее происходит раскрытие творческого потенциала ребенка.

ПРОВЕРЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯУпражнения для развития мелкой моторики, которые подойдут детям любого возраста, имеют в своей основе движения, координирующие движения мелких мышц в пальцах и кистях рук и развивающие моторную память. Раннее развитие проворства и ловкости рук благотворно влияет на развитие речевого центра головного мозга и центра памяти.

Рассмотрим проверенные упражнения, рекомендованные специалистами по работе с детьми.ЛепкаЛепка из теста или пластилина – это не только увлекательное времяпрепровождение, но и полезное упражнение для развития моторики и мышечной силы пальцев рук.

Разнообразие вылепленных ребенком фигур и наличие в них мелких элементов – показатель того, что ребенок делает большие успехи.Пальчиковая едаХлебцы, печенье, кусочки сыра или овощей, которые во время еды захватываются руками – отличные инструменты для развития моторики и координации движения.

Манипуляции с другими предметамиПоскольку дети очень часто тянут в рот даже несъедобные предметы, во время этих игр рядом должен присутствовать взрослый. В качестве объектов упражнений могут выступать разноцветные кубики или другие мелкие предметы, которые нужно из общей кучи рассортировать по цвету или по другим признакам.

Также подходят игры с кубиками, из которых нужно составить целую картинку, несложные паззлы и др.Работа с ножницамиВо время этих упражнений рядом также должен находиться взрослый.

Обучайте ребенка безопасному обращению с ножницами посредством специальных наборов из цветного картона или ткани, предназначенных для данных игр.Пальчиковое рисованиеНаиболее простой вид рисования, не требующий навыков держания кисти или письменных принадлежностей.

Использование пальчиковых красок или гуаши для подобного рада игр развивает в ребенке способность воспроизводить на бумаге большие предметы или контуры.МелкиЦветные мелки для рисования будут интересны детям в возрасте 3-6 лет.

С помощью мелков можно воспроизводить более сложные фигуры, чем при пальчиковом рисовании; таким образом, развитие моторных навыков будет происходить быстрее.Карандаши и фломастерыДетям с 4-5 лет будет интересно рисовать карандашами или фломастерами.

Это уже настоящие канцелярские принадлежности, требующие особых навыков при работе с ними. Обучите ребенка правильному способу держания данных принадлежностей – это создаст у ребенка полезную привычку, при наличии которой овладение навыками письма будет происходить быстрее.

КистиРисование акварельными красками при помощи кистей – пожалуй, один из наиболее сложных видов детского рисования, требующий большой усидчивости и терпения. Тем не менее, к кистям краскам можно обратиться уже в возрасте 6-7 лет.

Чтобы ребенок не отчаивался, если у него что-то не получается, настройте его на то, что овладение данной техникой рисования – поэтапный процесс, требующий практики и опыта. Если что-то не получилось сейчас, то обязательно получится позже!Успехов Вам, дорогие родители!

Пусть каждый ребёнок будет здоровым и развитым!

Новости

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Цель нашей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

  1. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, способность быть внимательным, овладеть в начальный период учебными навыками и в первую очередь навыками письма.

Очень часто мы спешим, усаживая ребенка за прописи. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано.

Лучший способ подготовить руку ребенка к письму - игра. Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тошких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к 6-7 годам, когда заканчивается развитие мелких мышц кисти.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные в дошкольном детстве возможности развития моторных действий.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелось мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие.

Поэтому, на наш взгляд, в системе традиционных средств развития мелкой моторики шире должны использоваться имитационно-игровые упражнения придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку.

Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений. При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка.

Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б. Ельконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

Мы в своей работе добиваемся, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость. Дети изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками.

При выполнении каждого упражнения стараемся вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Мы придумываем сказки, которые тоже сопровождаем изображением различных фигурок из пальцев.

Играем с пальчиками: «Домик», «Флажок», «Лодка», «Ёлка», «Шарик», «Встали пальчики с утра», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик - бабушка…», «Мышка», «Зайка и ушки», «Очки», «Стул». Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мы используем, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

Упражнения носят игровой характер: «Кто скорее», «Раскрась сам», «Мозаика на пластилине», «Песочные рисунки», «Бусы для мамы», «Закладка ажурная». В своей работе мы и дальше будем продолжать развитвать у детей старшего дошкольного возраста мелкую моторику рук, чтобы каждому ребенку было легче овладеть навыками учебной деятельности, особенно навыками письма.Список используемой литературы:

Автор: Божкова Светлана Владимировна, воспитатель I квалификационной категории, и Васильева Светлана Юрьевна, воспитатель II категории, МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №29 «Рябинушка», г. Старый Оскол, Белгородской области.

Рекомендуем почитать