Пришкольный участок своими руками

II. Основная часть - этапы реализации 5 стр.1) план – схема пришкольного участка 5 стр.2) схема – планирования высадки растений на территории пашни 6 стр.3) социологический опрос учащихся 6-9 классов 7-8 стр.IV. Библиографический список 9 стр.На территории каждой школы есть пришкольный участок.

Такой участок имеется и в нашей школе, на котором уже 3 года со своими одноклассниками проходим летнюю практику. Часто в общении с ровесниками возникал вопрос «Зачем нам школьникам этот пришкольный участок?» Всем известно, когда не знаешь, какова польза от твоего труда, то и работать не очень хочется.

Возможно, поэтому некоторые и избегают этой практики. Таким образом, и возникла идея написать проект.Для чего необходим пришкольный участок?Какова практическая ценность пришкольного участка для школы и школьников?Создание эстетически оформленного и правильно спланированного пришкольного участка и цветочных клумб1.

Провести анкетирование среди учащихся на тему «Зачем нужен пришкольный участок?»2. Создать план-схему пришкольного участка3. Распланировать территорию пашни4.

Учиться элементам дизайна и изучения чувашского орнамента(с целью оформление клумб с элементами чувашского орнамента)5. Засадить участок культурными растениями6. Учиться приемам и навыкам сельскохозяйственного труда7.

Научиться наблюдать за ростом растений, проводить фотосъемку8. Использовать собранный урожай с участка (консервирование фруктов на уроках технологии по теме «Кулинария»)9. Культуры на зелень использовать в школьной столовой10.

Сбор семян цветковых растений, для использования в будущем сезоне11. Повышать экологическую культуру учащихсяЗемля – это бесценный дар природы человечеству. 2009 год - год земледелия, поэтому тема ухоженности земли особо актуальна.

У нас в школе есть пришкольный участок, на котором мы работаем и весной и осенью, а летом проходим летнюю практику.Мы хотим, чтобы наша школа была самой красивой в городе, поэтому выращиваем много красивых, ярких цветов.В свою работу мы вносим национально-региональный компонент, т. к. в основном сельскохозяйственные культуры – это местные сорта, а в оформление клумб вносим новизну, то чего еще не было в нашей школе - это элементы чувашского орнамента, поэтому целенаправленно выращиваем нужные сорта цветов.Мы продвигаем чувашскую культуру не только в танцах, в музыке, в вышивках, еще хотим создать особое направление в оформлении цветочных клумб – чувашскую флористику.

Выращенные нами овощи и фрукты мы хотим использовать на уроках труда по теме «Консервирование», зелень использовать в школьной столовой.Собранные семена используются для получения рассады, тем самым экономим деньги школы. Часть рассады, выращенная нашими школьниками, идет на озеленение городских клумб. Это наш посильный вклад в красоту нашего города.

Научиться различать по внешним признакам разные культуры Проводить опыты с последующим анализом полученных результатов Научиться элементам ландшафтного дизайна (оформлять цветочные клумбы с использованием элементов чувашского орнамента) Научиться консервировать фрукты и овощи (из собранного урожая с пришкольного участка) на уроках труда.

II. Основная часть - этапы реализации- 1) проведение топографической съемки пришкольного участка и создание плана-схемы;2) схема - планирования высадки растений на территории пашни4. Культуры на зелень и опытнические грядки5.

Многолетники, технические культурыа) установить, какие именно разделы будут представлены на школьном участке и площадь под ними;б) наметить на предстоящий год тематику опытов, важных в образовательном отношении;в) определить, какие растения, районированные и перспективные, мы будем выращивать на учебном участке. г) использовать практическое руководство (специальная литература, интернет и др.)а)изобразить участок на бумаге в максимально крупном масштабе; б) к эскизу сделать наброски основных элементов ландшафтного проектирования: газоны, клумбы, бордюры, альпинарии, живые изгороди. в) для защиты от ветра, пыли и шума по периметру территории высадить несколько деревьев и кустарников. Зелеными насаждениями отделить друг от друга площадки различного насаждения.

В ассортимент растений включить оригинальные по форме, цветению и окраске виды деревьев и кустарников, широко использовать цветы и дикорастущие растения. Первичную ревизию и проектирование участка провели 14-18 сентября 2011года.1.Обозначили север, юг, запад, восток.

Стороны, обращенные на запад и юг, обычно солнечные и открытые, северная сторона - теневая, а восточная смешанная, т.е. на участке имеется несколько микроклиматических зон.2.Нанесли план территории на миллиметровку, отобразили здания, хозяйственные строения, дороги, тропинки.3.Наложили на план кальку и прорисовать детали: точки наилучшего образа, крупные деревья, изгороди, большие камни.Объектами озеленения являются пришкольный участок, участокдетского учреждения (детская площадка), участок, прилегающий к зданию администрации поселка.Ни в коем случае не использовать ядовитые и колючие растения. 1.Организовать транспортное средство (помощь администрации поссовета) и 3-5 человек из 10 класса для привоза камней, мелких кустарников и молодых березок, которые должны украсить по периметру детскую площадку.

2.Использовать мелкую гальку, цемент и 3-4 банкиколера белого или голубого цвета для узкого извилистого водоема. Водоем нужен не только для красоты площадки, но и для обеспечения клумбы достаточным количеством воды (цветник напротив здания администрации поселка).

Ввиду того, что школьный двор находится на открытом участке и не имеет высоких зеленых насаждений, воздух на солнце накаляется от асфальта, в связи с этим присутствие искусственного водоема на территории школы желательно для обеспечения более благоприятного микроклимата.3.Использовать мелкие кустарники, цветочные растениядля новых газонов и бордюр в районе стадиона идетской площадки. 4.Использовать более креативные, но в тоже время не прихотливые растения.

Распределение растений на участкеРазмещение деревьев и кустарников при озеленении может быть единичным, групповым и линейным. Не исключено создание живых изгородей и бордюров из кустарников.

В качестве посадочного материала при озеленении можно использовать тополь, клен, рябину, березу, лиственницу, ель. Из кустарниковых пород: боярышник, калину, шиповник, сирень.

Возможные объемы и места проведения озеленительных работ определит совет, состоящий из ребят 7-10 классов.СмотретьПриложения (участки - 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 3.1., 3.2.,4.1.).

Лекарственный отдел - участок 4.2. – это новое в работе на пришкольном участке.Одна из осенних работ - заготовка семян цветочных культур, деревьев и кустарников. Собрали шишки сосны, ели и высушили их.

Семена сосны, ели, лиственницы, березы, калины собрали с лучших по росту и развитию деревьев и кустарников. Посев и уход за сеянцами в течение двух следующих лет.

Сбор семян цветочных растений, деревьев и кустарников провели в период с сентября по октябрь 2011 года.Посев семян цветочных культур, деревьев и кустарников будет произведен в марте-апреле 2012 года в кабинете биологии.В случае необходимости посадочный материал приобретем в цветочных магазинах города Саяногорска.Подготовка почвы, приготовление клумб, посев семян и уход за ними силами Начало работы с марта по октябрь месяцы 2012 года. Теоретическая подготовка и учебно-исследовательские работыТеоретические познания, полученные на уроках, помогут нам более осознанно выполнять практические работы.В своем проекте рекомендуем администрации школы выделить часы на организацию факультатива по основам цветоводства, который может вести любой педагог или работник школы, заинтересованный в данном проекте.Факультатив может включать как теоретический материал, так и практические занятия на территории школьного участка, в первую очередь, используя экологическую тропу.Из числа учеников 8-10 классов необходимо организовать лекторскую группу, в обязанность, которой будет входить пропаганда среди школьников и населения поселка знаний по охране природы.

Теоретическая и практическая деятельность, развитие у нас у учащихсятворческого поиска, можно спланировать проведение исследовательских (опытнических работ) - это можно проводить на факультативе.Большое значение для кратковременных экскурсий в лес, для экологического воспитания школьников и детей детского сада, знакомства с природой и жизнью леса, населяющими его насекомыми и птицами имеет значение экологическая тропа. Школьная экологическая тропа размером в 1 километр носит учебный характер, в эстетическом отношении тропа желает быть значительно лучше. установить информационные таблички у самых старых деревьев, у самых крупных по диаметру и высоте, это можно сделать руками мальчиков на уроках технологии – март месяц.На маршруте тропы есть муравейник его необходимо огородить – апрель месяц.Вблизи тропы школьниками начальных и 5 – ого классов ежегодно выставляются гнездовья и кормушки для птиц.На экологической тропе есть места разливов канализации, захламленные участки территории, это примеры пагубного влияния человека на окружающую среду.

Организация управления, приобретение материальных ценностейДля руководства и организации учебного пришкольного участкаизбран совет, в который вошли самые активные учащиеся 6-10 классов, в основном девочки, которые проявили интерес к этому и имеют теоретические и практическиезнания, приобретенные в школе и семье. Пришкольная территория делится на цветники- газоны, и микролесные массивы.

Работа на пришкольном участке была начата весной 2008 года учителем биологии без определения задач и направлений.С 2011 деятельность работы на пришкольном участке стала более продуктивной. Мы предлагаем несколько секций: (можно отойти от первого варианта, где за каждым классом закрепляется цветник, а предложить классам работу одной из секций выращивание посадочного материала, посадка, уход, озеленительные работы и др. сбор семян, их сортировка наблюдение за вновь высаженными деревьями и кустарниками; изготовление кормушек, кормление зимой птиц, а весной развешивание гнездовий и кормушек для птиц выполнение исследовательских работДля проведения занятий и организационных мероприятий использовать кабинет биологии.

В кабинете собрать библиотечку из книг по цветоводству и школьному лесничеству. Провести ревизию инструментов сделать заявку заведующему по хозяйственной части на приобретение в основном леек и поливочных шлангов.Приобрести инструменты за счет школы, литературу, в том числе материалы для оформительских работ и выполнения наглядной агитации за счет спонсоров, их можно найти, в поселке есть предприниматели, а их дети ученики нашей школы.

Планово-картографические и таксационные материалыДля работы на пришкольном участке изготовить следующие материалы:3.План лесонасаждений и цветников и др.В таксационных описаниях дать характеристику всех участков. Изготовить один планшет в масштабе 1:10000.

На нем графически изобразитьвсе участки, помещенные в описаниях. План лесонасаждений изготовить в более мелком масштабе 1:25000 На плане лесонасаждения соответственно обозначить (окраска и штриховка).В течение периода выполнения дизайн - проекта вносить все изменения, происходящие в результате деятельности школьников, это будут рабочие материалы, т.е. таксационные описания.Создать проект Устава учебного пришкольного участка, ознакомить с ним всех учеников, классных руководителей и утвердить его на школьной конференции (апрель месяц)Проект рассчитан на период с 2012 по 2014 годыРезультат реализации дизайн – проекта организации учебного пришкольного участка обсуждать ежегодно на школьной конференции или в период декады естественных наук.Разработать в 2012-2013 учебном году системы измерителей, на основе которых можно проводить мониторинги чистоты воздуха и почвы на пришкольном участке.

Поводом для написания проекта послужила инициатива учителя биологии. Она обсуждалась на уроках биологии, большинство ребят выразили желание облагородить территориюшколы, войти в состав творческой группы для создания проекта.Деятельность школьников в период с марта по август каждого года, предусмотренного проектом отображать на рекламных щитах в рекреации школына первом этаже.1.Титова, Н.П.

Газоны. – М., 19912.Ипполитова, Н.Я. Декоративное оформление участка. - М., 19923.Тавлинова, Г.П. Приусадебное хозяйствоПоселок, в котором мы живем, небольшой, практически все друг друга знают, и  детей в сельской школе немного.

Наша  школа находится  в центре поселка. И сюда ежедневно приходят не только дети и родители, но и жители поселка. И, как все дороги ведут в Рим, так и в нашем поселке невозможно  пройти мимо школы, не обратив на неё внимание.

Живется и работается людям в селе  нелегко, люди живут разные, уровень культуры тоже разный. Очень хочется, чтобы в этой обыденности было место празднику души, радость глазам, чувству гордости за свою малую Родину.

Ещё очень хочется, чтобы рядом с нами было, как можно меньше равнодушных людей.  Школа является культурным центром поселка, одновременно создателем и носителем лучших традиций. Поэтому облагораживание школьной территории, её эстетическое оформление является одним  из важнейших дел.

Очень важно, чтобы это дело было коллективным – детей, учительского коллектива, родителей. Под окнами школы, на видном месте  расположен участок земли размером около 0,03га. Ежегодно на этом участке выращиваются цветы.

Однажды родилась идея раскрасить участок цветами, как красками,  и мы решили попробовать воплотить эту идею в жизнь. Кроме того, что территория школы будет смотреться ярко и празднично, эта работа должна сплотить всех, кто будет работать над этим проектом.

Это наш маленький вклад в благоустройстве нашей школы, нашего поселка. Когда мы начинали работу над этим проектом, то были почти уверены в успехе, хотя в процессе работы  случалось и ссориться и мириться, и находить компромисс, но результат того стоит. Мы живем в Сибири, цветы цветут недолго, красота увядает с первыми морозами, и все же  все участники заслуженно гордятся достигнутым:  ведь эта красота, созданная своими руками,  помогла найти новых друзей, научила бесконфликтно общаться, узнавать и учиться  новому.Воспитание у детей  чувства патриотизма к своей малой Родине, чувства  любви к прекрасному  и  чувства гордости за свой вклад в облагораживание территории посёлка  путём создания цветочно-декоративной композиции на пришкольном участке.                        

Механизмы и этапы реализации проекта:Этап 1. Формулирование цели проекта.Обсуждение темы (цели) проекта.Этап 2. Формулирование задач для достижения цели.Задача 1. Знакомство с учебными пособиями, справочной,   специальной и периодической литературой по цветоводству, послушать и проанализировать  советы родителей - любителей-цветоводов для разработки декоративно-цветочной  композиции. Выяснение правил подбора цветовой гаммы.Задача 2. Проведение конкурса среди учащихся основной и старшей школы на составление эскиза цветочной композиции; красочное оформление эскиза на бумаге.Задача 3. Конкурс рисунков для начальной и основной школы на тему «Наши цветы»;Задача 4. Расчет количества растений, необходимый для создания композиции. Задача 5 . Проведение подготовительных  работ:

Этап 3. Выращивание качественной цветочной рассады.Задача 1. Проведение посева семян.Задача 2. Создание благоприятных условий для роста рассады.Задача 4. Проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием рассады. (Приложение, таблица 1)Задача 5. Уход и обсуждение результатов выращивания рассады.Этап 4. Создание цветочной композиции на школьном участке по разработанному эскизу.Задача 1. Подготовка почвы для посадки рассады.Задача 2. Перенос схемы цветочной композиции с бумаги на участок земли.Задача 3. 3. Посадка цветочной рассады в соответствии  со схемой композиции.Задача 4. Регулярный уход за цветником: полив, прополка, подкормка.        Этап 5.  Формулирование выводов и составление плана на следующий учебный год.        Задача 1. Анализ проделанной работы и формулирование выводов детьми.        Задача 2. Составление плана дальнейшего благоустройства школьной территории.Задача 3. Внесение результатов работы в фотоальбом «Наш школьный цветник» (Приложение)  с целью сравнения результатов работы.Задача 4. Создание мультимедийной презентации по итогам работы.

  1. Эстетично оформленный, ухоженный и радующий глаз цветник – красота, созданная своими руками.Знания и умения, полученные в результате работы.Знакомство учащихся со специальностями цветовода и озеленителя.Заслуженное уважение к результатам собственного и чужого труда, т.к. в условиях сельской малокомплектной школы действительно задействован каждый ребенок, многие учителя и старшие дети являются примером для подражания младшим. Бережное отношение к созданной красоте – в течение лета ни один цветок никем не был сорван. Школьный цветник служит прекрасным фоном для фотографий детей, жителей и гостей поселка.

Для повышения мотивации следует регулярно проводить занятия и консультации по темам: «Цветочно-декоративное оформление территории: классическая регулярная и ландшафтная формы планировки, элементы садово-паркового искусства», «Цветоводство», «Зеленое строительство».Проект «Наш школьный цветник» требует активного участия всех подразделений школы – от администрации до каждого учащегося.                        Практическая значимость. 1.  Приобретение учащимися умения на практике выполнять проект, работать  индивидуально и в группе. 2.Воспитание эстетической культуры. 3.Развитие мышления учащихся  через организацию их  самостоятельной деятельности.                                                                                                   3. Развитие речи ученика в ходе обсуждения этапов проекта.4. Формирование знаний и умений на основе самостоятельной практической деятельности учащихся.5.Осуществление между учащимися и учителем постоянной прямой и обратной связи.Фенологические наблюдения за фазами развития рассады

Проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

Учащиеся МОУ СОШ №3 г.Морозовска в 2007 году, провели мониторинг окружающей среды пришкольного участка. В результате чего был приведен в жизнь проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

Вид участка до реконструкции

Когда начиналась наша работа, пришкольный участок находился в удручающем состоянии, мы же хотели видеть перед собой постоянно цветущий сад.

Цель проекта

Мы определили место в микрорайоне школы: Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность, однако восточная сторона чуть ниже центральной. Зона огорода располагается в низине и поэтому в весеннее время после таяния снегов там долго стоит вода.

Уклон рельефа составляет- 5% . Имеется возвышенность в районе прежней водонапорной башни, которая требует реставрации, т.к. система водоснабжения сохранена. Структура почвы - суглинок и подзолистая.

Школа расположена на земельном участке , который в настоящее время имеет непритязательный вид .Бывшее опытное поле во внутреннем дворе школы засаживается овощными культурами, которые в летний период засыхают или вытаптывают дети из близлежащих домов и от урожая ничего не остается. На территории пришкольного участка принадлежащей к фасадной части школы, остались некоторые деревья от старых посадок, но они не создают эстетического вида.

Клумбы с многолетниками требуют обновления и реконструкции. Кроме того, необходимо сохранить зеленый щит участка.Мы провели мониторинг пришкольного участка для определения экологического состояния: атмосферы, почвы и всей прилегающей территории.

Для этого исследовали лишайники на деревьях школьного участка, т.к. они являются индикаторами атмосферы по их расположению и состоянию можно судить о благополучие, определили загрязнения воздуха по листьям. Для этого мы в различных районах школьной территории собрали листья, определили площадь и степень загрязнения.

Так как наша школа располагается возле оживленной магистрали, был произведен анализ интенсивности движения. Мы определили влияние токсических веществ, выхлопных газов на развитие газонов и цветочно-древесных культур.

Кроме того мы составили карту экологически опасных и благоприятных зон на пришкольном участке. И в результате анализа за круглым столом было принято решение реконструировать школьную территорию.

Наша работа проводилась в несколько этапов:

  1. Произвели оценку экологического состояния пришкольного участка.Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы.Создали инициативную группу.Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы.Создали « объекта зеленого строительства»Организовали конкурс на лучший объект.Сформулировали вывод и составили план на следующий год.

Этапы работы

  1. Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы.Произвели оценку экологического состояния пришкольного участка.Создали инициативную группу.Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы.Создали "объекты зеленого строительства".Организовали конкурс на лучший объект.Сформулировали вывод и составили план на следующий год.В зимний период времени, основываясь на экологических показателях и изучив современное садово-парковое искусство, мы создали модели проектов по изменению ландшафта пришкольного участка.

Работу мы начали с подготовки участков. Удалили старые пни, убрали с территории остатки прошлогоднего мусора, техногенные загрязнения, освобождая место для цветников, избавились от сорняков, выровняли территорию, и завезли новый грунт.

Во внутреннем дворе разместили "Экологическую тропу" лекарственных растений Морозовского района. Ведь лекарственные растения на пришкольном участке дадут возможность ознакомить учащихся с условиями разведения лекарственных трав и ценностью этого сырья.Провели подборку культурных и дикорастущих видов растений, которые смогут произрастать совместно при определенных условиях нашей местности. Определили количество посадочного материала для парковой зоны, "Экологической тропы" и т. д.Изыскав средства, закупили посадочный материал; цветочно-декоративные растения, деревья, кустарники.

Выполнение проекта

Участие претворение проекта в жизнь принимала вся школа: учителя, ученики с первого по одиннадцатый класс, но так как первые и вторые классы очень маленькие, то за них работали родители. Работа проводилась в свободное от занятий время.

Некоторые работали днем после уроков, другие же вечером. Так же администрация школы устраивала субботники.

Результат проведенных работ (вид сверху)

Планы на будущее

  1. Продолжить экологический мониторинг пришкольного участка для определения характера изменений их последовательность, для построения перспективного будущего.Продолжить работу по благоустройству пришкольной территории с учетом ошибок предыдущих работ.Способствовать созданию рекреационных зон отдыха для младших школьников в летний период.Заложить ”Аллею выпускников”.Заложить основу для создания уголков различных культур народов мира.”Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”- говорит народная пословица. Неужели, каждый из нас уподобится такой птицы? Человек сам решает творить ему или разрушать. И если он принял решение– творить, то ему не следует пренебрегать жизнью природы. Если бы человек был разумнее в своих действиях, то природа бы не страдала, растения бы очистились от многолетнего слоя пыли, и воздух был бы чистым и свежим.
Рекомендуем почитать